"В связи со случаями публикации в российской прессе материалов, которые могут быть расценены как пропагандирующие национальную и религиозную рознь, в центральный аппарат и территориальные управления Росоохранкультуры (бывшее министерство печати РФ - Прим. ред.) увеличилось число обращений граждан, осуждающих средства массовой информации за публикации, оскорбляющие национальные и религиозные чувства людей.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ "О СМИ" оскорбление религиозных чувств людей представляет собой злоупотребление правами журналиста. Реализация прав журналиста на распространение информации не должна приводить к ущемлению прав и свобод других лиц. В соответствии со ст. 19 вышеназванного закона главный редактор несет ответственность за выполнение требований, предъявленных к деятельности СМ законодательством РФ.
Учитывая случаи публикации в СМИ рисунков, изображающих в шаржевом виде первообразы мировых религий, а также в свете разразившегося международного "карикатурного скандала", прошу Вас (обращение подписано гендиректором "Татмедиа" Маратом Муратовым - Прим. ред.) обратить особое внимание на необходимость более взвешенного и корректного отношения к чувствам верующих при публикации материалов на подобные темы".
В принципе, руководители татарстанских СМИ должны быть благодарны господину Муратову за то, что тот предостерег их от попадания в сложную ситуацию. Вон в Вологде редактор местной газеты весьма неосторожно перепечатал скандальные датские карикатуры, так против него тут же возбудили уголовное дело. Редактор татарстанского "Восточного экспресса" Ринат Билалов потерял свое высокооплачиваемое кресло (с оклада в 30 тысяч рублей вынужден был уйти не зарплату в 8 тысяч) только за то, что более года(!) назад напечатал анекдоты, в которых кощунственно упоминалось имя Христаю. Потерял несмотря на то, что именно при нем "ВЭ" стала лидером среди русскоязычной прессы Татарстана, набрав 70 тысяч подписчиков. А власти Волгограда и вовсе не стали церемониться с хулителями: закрыли местную газету "Городские вести" только за то, что в качестве иллюстрации к статье "Расистам не место во власти" там опубликовали рисунок с изображением Христа, Моисея, Будды и Мухаммеда, которые смотрят телевизор. На экране телевизора показывают две готовые к драке группы людей. Подпись под рисунком гласит: "Мы вас этому не учили". Скандал раздуло региональное отделение "Единой России", усмотрев в невинной публикации разжигание межрелигиозной розни. При этом ни один верующий с претензиями не выступил. Выждав неделю, администрация Волгограда решилась-таки обнародовать постановление, подписанное еще 15 февраля. "В целях пресечения злоупотребления свободой массовой информации" газета ликвидирована. И.о. главы города Андрей Доронин так объяснил свое решение: "Мы не хотим, чтобы официальный орган городской администрации был связан каким-то образом со скандалом..." Но скандал вокруг газеты инициировало как раз региональное отделение партии власти, членом политсовета которого, кстати, является сам Доронин. Понятно, что администрация без своего печатного органа не останется - одну газету закрыли, другую откроют. В которой наверняка введут негласную цензуру - отрядят, к примеру чиновника, в обязанности которого будет входить просмотр газетных полос перед выходом их в свет. А в разряд "сомнительных" материалов, которые лучше от греха подальше "притормозить", попадут, скорее всего, не только те, что "разжигают" межрелигиозную рознь. Но и те, скажем, где критикуются власти. Вот так, пользуясь благовидным предлогом, можно возродить цензуру в отдельно взятом городе.
"Мракобесие" - так расценивают "религиозное рвение" властей политики и журналисты либерального толка. "Правильно, давно пора окоротить прессу", - отвечают им вальяжные депутаты и чиновники. И обещают "драконовские" поправки в закон о СМИ. В общем, как у нас водится, пресса опять оказалась крайней. А ведь, как показывают последние события, пожар "праведного гнева" разгорается порой легче легкого, буквально с одной спички. Но надо ли обвинять в этом газеты? Не стоит ли и "на себя оборотиться" - то есть политикам и духовным авторитетам начать с самих себя любимых?
К примеру, в "Звезде Поволжья" от 9-15 февраля 2006 года опубликовано пространное интервью с Минтимером Шаймиевым под заголовком "Ислам тревоги нашей". В целом общие тона материала никаких сомнений вроде бы не вызывают - Шаймиев ратует за межконфессиональный мир и согласие в Татарстане, за особое направление в исламе - джадидизм (происходит от арабского "ал-джадид", что означает обновление , реформы.Согласно этому течению, настоящий мусульманин не может руководствоваться только традициями и догматами прошлого. Джадиды выступают за высокое образование любого мусульманина, за равноправие мужчин и женщин, толерантность в отношении к другим религиям, открытость к культурным достижениям, где они не были). Одним словом, высказывания МШШ вроде бы правильные и, самое главное, политически взвешенные. Да только вот после изучения этого интервью к нам в редакцию поступило несколько звонков от читателей, которые, как правило, постоянно отслеживают наиболее любопытные публикации как в "ЗП", так и в "ЧС". Один из звонивших, к примеру, подметил: ловко, дескать, это у нашего президента получается - когда-то был секретарем обкома и наверняка убежденным атеистом, затем "перекрасился" в капиталиста и такого же убежденного сторонника джадидизма. Что на этот скажешь? Жизнь - штука сложная, надо приспосабливаться к обстоятельствам. Тем более на таком высоком посту, как президентский. Ведь когда-то Шаймиев и ГКЧП поддержал. Инстинкт самосохранения, знаете ли... А теперь вот, если потребовалось, осудил руками своих подчиненных "рисунки" изображающие в шаржевом виде первообразы (слово-то какое отыскали! - Реплика ред.) мировых религий. Кто-то сравнит подобные действия с повадками хамелеона. А кто-то - углядит в них признаки политического таланта, позволяющего долгое время управлять такой непростой республикой, как Татарстан.
Второй звонок содержал вопрос следующего рода: мол, в своем интервью Шаймиев все время ссылается на Коран и его суры. А ведь одна из сур гласит: делись с нуждающимися третью частью своих доходов. Взять тех же диабетиков - люди потеряли и деньги, и лекарства. Потеряли ввиду своей оплошности, но ведь без инсулина и двух дней не прожить! Почему же высшему чиновнику республики не поделиться, подобному истинному мусульманину, хотя бы малой толикой своих доходов с бедолагами? Ведь вы же писали, что финансовое состояние его сына достигло 800 миллионов долларов.
Ну, во-первых, писали не мы, а журнал "Финанс", опубликовавший недавно ежегодный рейтинг рублевых миллиардеров "720 богатейших людей России". Во-вторых, Шаймиев вправе ответить на это крылатым сталинским выражением: сын за отца не отвечает. Мол, в рейтинге не я, а Радик. Кстати, в последние годы МШШ не светится ни в одном из таких рейтингов. Неужто все переписал на других? (Шутка, конечно)
Третий звонок был самым любопытным. Один наш дотошный читатель "откопал" в интервью весьма любопытный фрагмент, который начинается со следующего вопроса автора материала, адресованного Шаймиеву:
- Ислам все же изначально агрессивен. Разве не в Коране сказано: "Убивайте их всюду, где встретите"? "Их" - это значит, всех немусульман.
Шаймиев отвечает напористому журналисту:
- Вы оборвали фразу, которая дальше продолжается: "... и выгоняйте отовсюду, откуда они вас выгнали". "Они вас выгнали" - речь идет о захватчиках, к которым вся фраза в целом и относится. Нельзя что-то выхватывать из контекста и на этом строить выводы. Коран - объемная, непростая книга. Разные его суры написаны в разное время и каждая - по своему поводу...
Приведя этот фрагмент, читатель спросил: а как же тогда понимать надпись на камне, что недалеко от Кремля: дескать, здесь будет памятник воинам, погибшим при защите Казани. Погибшим от руки кого - захватчиков? Которых призывается выгонять отовсюду, откуда "они вас выгнали". Получается, что из Казани надо изгонять потомков Ивана Грозного и сие будет благим делом? Это, конечно, всего лишь домыслы, причем поверхностные и приблизительные. Однако наблюдение нашего читателя, согласитесь, довольно любопытно. Одним словом, хорошо бы чиновникам, в том числе и самым высокопоставленным, примерить обращенный к журналистам призыв о необходимости более взвешенного и корректного отношения к межконфессиональному вопросу в том числе и к себе. А потом уже разбрасывать (извините, устанавливать) камни с неоднозначными надписями.(Впрочем,судя по недовольству некоторых националов, власти РТ сейчас всяческими способами оттягивают начало возведения памятника, опасаясь видимо, как бы не плеснуть лишку масла в огонь...)
Впрочем, за последние две недели наших читателей интересовали вопросы не только столь деликатной сферы, как межконфесиональные отношения. Многие интересовались: где можно приобрести нашумевшую книгу политолога Мидхата Фарукшина "Лицо и маска"? Отвечаем: в республике, где практически давно уже нет никакого дефицита, данная книга - в большом дефиците. Говорят, что по прочтении "Лица и маски" Шаймиев остался крайне недоволен и дал указание немедленно скупить все экземпляры. Что вовсе неудивительно - чего только стоит хотя бы следующий фрагмент из опального издания (цитируем по тексту):
"В целом же Татарстан, вопреки официозной пропаганде, отстает о многих регионов Российской Федерации по многим показателям, характеризующим социальную сферу и уровень жизни населения. А ведь такого богатства, как нефть, нет у подавляющей части субъектов Российской Федерации. Проблема, мне кажется, в руководстве республикой. Даже при отсутствии личной скромности пора бы уже понять, что после 15-летнего пребывания у власти, и тем более на пороге 70-летия, политик утрачивает инновационный потенциал, если он был у него вообще. В настоящее время республика нуждается в притоке свежей крови. Можно делать вид, что устал и давно бы хотел оставить власть, но приходится подчиняться каким-то мифическим обстоятельствам, каждый раз выдумывая новые. Но ведь этим никого не обманешь. А пока жажда власти одного человека схлестнулась в жестоком противоречии с судьбой Татарстана и интересами его населения".
Одним словом, понять состояние Шаймиева по прочтении подобного рода высказываний в свой адрес можно. Поэтому и не сыскать "Лицо и маску" в Татарстане и днем с огнем. Правда, газета "Пульс жизни" отвела под наиболее показательные фрагменты из этой книги целую полосу, но данное издание в продажу не поступает - разбрасывается бесплатно. Так что кому повезет - тот и прочтет.
Кстати, прочитав у Фарукшина, что главе РТ присуща "нетерпимость к критике", Шаймиев, не исключено, поспешил ввести эту саму критику в свое недавнее послание к Госсовету РТ. Пусть в небольшом количестве, но критические моменты в данном весьма пространном и в целом благостном документе все же присутствуют. МШШ, в частности, все же вынужден был отметить следующее:
"В 2005 году в РТ было зарегистрировано 609 преступлений против интересов государственной службы, привлечено к уголовной ответственности 276 виновных лиц. Вместе с тем не произошло существенных изменений в части привлечения к ответственности за злоупотребления чиновников более высокого ранга, чья неправомерная деятельность подрывает доверие граждан к государству.
...В 2005 году впервые с 1999 года отмечено уменьшение количества новорожденных. Темпы роста разводов превышают в 1,7 раза количество браков. Высока смертность населения в трудоспособном возрасте. Не уменьшается число отказных детей, значительно число осужденных. В целом наблюдается естественная убыль населения, которая в 2005 году составила более 14000 человек. Особенно тревожна ситуация в Тетюшском, Верхне-Услонском, Спасском районах.
...Сегодня на производствах республики используются более 40 процентов основных средств, которые уже отработали свой нормативный ресурс, морально и технически изношены, не отвечают требованиям безопасности (Шаймиев не отметил, что в прошлом году на производстве погибло 129 человек, и что сейчас в РТ насчитывается официально 30 тысяч безработных - Прим. ред)
...Слабая система первичной медицинской помощи, недостаточная обеспеченность в первую очередь участковыми врачами, низкая оснащенность поликлиник диагностическим оборудованием приводят к увеличению хронических заболеваний, не позволяет оказать позитивное влияние на показатели инвалидности и смертности. Не более 20 процентов граждан могут получать высококвалифицированную медицинскую помощь из-за ограниченного бюджетного финансирования.
... Пора отказаться от иллюзий, что высокие конкурсы - это всегда хорошо (имеется в виду в вузах - Прим. ред.) Высокие конкурсы показывают нехватку мест в вузах, дефицит финансирования, порождают систему репетиторства и коррупцию...Необходимо также пресечь практику покупки-продажи в вузах и средне-специальных учебных заведениях научных и учебных квалифицированных работ. Объявления о подобных услугах легко доступны не только в Интернете, но и в учебно-образовательных центрах".
В конце своего выступления глава республики поднял с места руководителя Регистрационной палаты и назвал ее работу издевательством над населением.
- Многочисленные жалобы, нарекания населения и юридических лиц связаны с неудовлетворительной работой ряда федеральных служб. Прежде всего это служба регистрации. Давайте кончать мучить наших людей!Там же кошмар творится! (Если верить слухам, озвученным газетой "ЗП", за "решение вопроса" в палате надо выложить порой до "пол-штуки" баксов ).
Если не будет наведен порядок, значит после майских праздников я пойду и встану в очередь. Возьму с собой несколько депутатов, Фарид Хайруллович,(то есть спикер Госсовета - Прим. ред.) наверное, пойдет. Так нельзя издеваться над народом. Сказано с высокой трибуны - найти решение.
Также многочисленны жалобы на судебных приставов, К ним идут люди как в последнюю инстанцию, чтобы было исполнено решение суда. Нет. Хоть потом на них подавай в суд, дело доходит до такого. Наведите порядок! Такое мы терпеть не можем и не будем!
Остается ожидать, что после столь грозных обещаний "пропускная" способность наших регистраторов и активность судисполнителей резко усилятся. Хотя бы на время...
Шаймиев также кинул камешек в огород федерального центра - пообещал "упорядочить деятельность этих многочисленных нужных и ненужных структур федеральных органов власти, которые во многом оказались жертвами неудачной административной реформы".
Яков Правдин,
"Честное слово"